Возможно ли общаться так, чтобы было комфортно и мне, и собеседнику да еще и обойтись без манипуляций?
Вообще, полностью уйти от конфликтов невозможно. Да и не нужно. Ведь так же, как в споре часто рождается истина, так и конфликт может вывести отношения на новый уровень развития. Поэтому нужно принять конфликт как вариант нормы. Не бороться с ним, признать его. Дать людям (и себе в том числе) право ошибаться и быть несовершенными. Это основа. Дальше будут техники.
Вот правила, помогающие гармонизировать ситуацию вне зависимости от того, являетесь ли Вы одной из сторон конфликта или хотите помочь в разрешении чужой ситуации (здесь важно иметь добровольное согласие на Ваше участие ото всех сторон-участников).
1. Спросите у собеседника как к нему лучше обращаться и называйте его именно этим именем.
2. Поддерживайте зрительный контакт. Смотрите на собеседника прямо и мягко одновременно, поддерживая его своим вниманием (ведь внимание – та же энергия). Но это не должен быть пристальный взгляд-рентген. Делите внимание: взгляд в глаза, на переносицу, на губы, на руки. Когда говорите Вы, не глядя на собеседника, это может вызвать сомнения в правдивости сказанного (вспомните детскую ложь, например) или создать впечатление что Вы торопитесь по более важным делам. Если человек рассказывает что-то, а Вы на него не смотрите, он может почувствовать себя отвергнутым. Если собеседников несколько – поддерживайте равный по времени зрительный контакт с каждым из них.
3. Активное слушание. Люди любители поговорить. Каждый ждет своей очереди высказаться. Хороший слушатель – редкий и драгоценный подарок. Станьте им!
Рекомендую посмотреть замечательную передачу "Школа злословия" с чудесной женщиной, психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер:
viewtopic.php?f=2&t=2974. Открытые вопросы. Не предполагайте, спрашивайте. Вопрос должен быть открытым (т.е. не предполагающим ответа да/нет) и не содержать в себе ответа, как бы подводя к нему.
Практически любой случай можно начать изучать, задав два первых вопроса: "Что случилось?" и "Когда это произошло?". Даже если Вы явились полноправным участником ситуации - задайте эти и дополнительные вопросы для прояснения ситуации. Ведь у Вашего собеседника почти наверняка иной взгляд на произошедшее.
5. Вопросы должны быть направлены на выявление истинных интересов сторон. Часто люди декларируют свои позиции, а интересы остаются неосознанными даже ими самими. Начните с себя. Составьте список вопросов для самопроверки. Почему я участвую в этой ситуации? Каков мой интерес? Каковы цели? Каким образом я собираюсь их достичь? Чем я готов поступиться? Как я намереваюсь действовать, если переговоры не увенчаются успехом?
6. Делайте паузы. Часто бывает, что вопрос задан, а ответ на него требует времени на размышление. Предоставьте его собеседнику.
7. Также предоставьте это время себе. Давление, в том числе и временными рамками - один из признаков манипуляций. Управляйте временем, берите паузы, если они вам необходимы. Сильная эмоция в переговорах является признаком того, что Вами пытаются манипулировать.
8. Избегайте оценок. Опыт показывает, что именно оценочные суждения часто провоцируют конфликты. Ничто не плохо и не хорошо до тех пор, пока мы не дадим этому названия.
За примерами обращусь недалеко, в соседние ветви нашего же форума:"Она - хороший человек, но...разве хорошие люди так поступают?" Поведение человека и он сам - нетождественные понятия, не так ли? Отделите человека от проблемы.
Собеседник А рассказывает: "...неспортивные женщины в теле под 50, танцующие танцы живота в соответствующем костюме перед "женихом", "девушки" 44 лет, со взглядами 20-летней, молодежная одежда и мини на женщинах рубенсовских вызывает у меня грусть и стыд прям какой-то"
Собеседник Б отвечает: "Чет мне, как женщине в теле, пусть и не 50 ти еще лет, но как то некомильфо читать такие высказывания..."
Собеседник В продолжает: "Про тех тетенек: там не возраст постарался, а дурновкусие."
9. Работайте с эмоциями. Как своими, так и чужими. Если собеседника «занесло», так часто бывает в начале диалога – дайте ему высказаться, выпустить пар. Поддерживайте его своим вниманием и вопросами. Чувства нужно признать. Часто для этого их бывает достаточно назвать, к примеру, так: «Вы расстроены, Вас это огорчило».
10. Уважение, уважение, еще раз уважение. К себе и ко всем участникам. Истинное уважение и искренний интерес способны растопить самый холодный лед.
Наблюдайте за мимикой, жестами, тоном голоса, включая собственные. Вспомним правила Глеба Жеглова:
- Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Люди это любят.
- Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
- Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
- С первого мига проявляй к человеку искренний интерес - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
- Даже "здравствуй" можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
- Даже "сволочь" можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
11. Избегайте «токсичной» лексики, просите других об этом же. Люди очень ранимые существа, большинство из нас задеть и обидеть очень легко.
Так, участников спора, лучше не называть противными сторонами, оппонентами и т.п. Лучше употребить слова, сокращающие дистанцию - партнеры, сотрудники, собеседники, коллеги.
12. Смягчайте негатив, перефразируя. Сказал собеседник что-то резкое - перескажите ему смысл сказанного, используя корректные выражения. Таким образом, еще и перепроверите, правильно ли Вы его поняли.
13. Перепроверяйте себя! Правильно ли расслышали, точно ли поняли, верно ли запомнили? Спрашивайте, уточняйте, просите предоставить как можно больше деталей.
14. По возможности, не предлагайте готовых решений. В самых, казалось бы, безвыходных ситуациях возможных решений существует несколько. Помните шутку о том, что даже если тебя сожрали, то выходов два? Чаще всего (за исключением силовых вариантов) выполнено будет то решение, которое принято добровольно и устраивает всех участников. В противном случае оно будет саботировано или опротестовано. Поэтому мне выгодно услышать собеседника, понять его интерес и дать ему то, чего он хочет на самом деле. Ведь я тоже заинтересована в разрешении ситуации.
15. Помните, что важно максимально удовлетворить интересы всех участников. Здесь речь идет не о компромиссе, когда требования удовлетворяются частично. А о консенсусе, при котором стороны осознали реальность и совместно выработали максимально адекватное ситуации решение. В качестве примера, иллюстрирующего разницу между консенсусом и компромиссом, могу привести сценку с двумя детьми, делящими торт. Справедливо – это как? Поровну? А поровну – это каким образом? А если одному нравится крем, а второй любит бисквит? В жизни часто бывает именно так. И представления о справедливости у всех различные. Старайтесь помнить о том, что возможен такой вариант развития событий, при котором каждый может получить не половину от желаемого (половину торта) а максимум ожидаемого (весь крем или весь бисквит)
16. Принимайте других людей такими, какими они есть. Не судите. Не оценивайте. Не воюйте. Помните, что на глубинном уровне все мы – одно.
17. Общайтесь с реальным человеком, а не со своим представлением о нем. Его вчерашнего уже нет, он изменился, как и Вы сами, как и мир вокруг. Вообразите, что Вы только что познакомились и истории отношений просто не существует.
18. Для близких. Откройте сердце. Разожгите в нем светлый и мягкий огонь истинной безусловной Любви и общайтесь из такой Любви с дорогими людьми (можно визуализировать солнышко
в своей груди и солнышко
в груди собеседника). Хорошо еще говорят: общайтесь из Бога в Бога.
19. Потенциально, каждый может стать этим близким.
Данный текст - только начало большого разговора. Очень рекомендую обратиться к книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/ ... benkom_kak
Благодарю Аптеку и Компас за поддержку и консультирование в этой ветке. Приглашаю их к активному участию в развитии темы.