1. Вы меня изумляете, гость. Я читаю черным по белому как люди пишут: - "Пыталась найти материалы суда над врачами и мед.сестрами госпиталя в НО....Если что - их все-таки оправдали" (судили за то, что они пытались сохранить жизнь - выполняли свою прямую задачу?); - "я преклоняюсь перед врачами, сознательно идущими на несанкционированную эвтаназию" (слово несанкционированую ни о чем не говорит?); - "не закону решать кому жить, а кому умирать" (как эти слова согласуются со словами Алегрии "Обсуждается вопрос создания законодательной базы, чтобы врач мог реализовать волю пациента"?). Я вступаю в дискуссию, мне объясняют насколько я тупа, не понимаю до чего тяжела жизнь некоторых больных и как меняется их качество жизни, что раз законного способа осуществить эвтаназию нет, нужно сделать это незаконно - а потом оказывается, что я это все себе придумала. Нет уж, позвольте с Вами не согласиться. 2. А беспокоит это меня потому, что, я уверена, моральные нормы, действующие в обществе, не должны меняться от обстоятельств. Если самооборона разрешена в обществе, значит, защищаться от маньяков можно в любых обстоятельствах. Если врач должен спасать жизнь, значит, он должен это делать в любых обстоятельствах. Если нет законодательной базы для эвтаназии, значит, необходимо ее создать, но включать в должностную инструкцию каждого врача "имеет право принимать решение о прекращении жизни неизлечимо больных страдающих людей", по-моему, нельзя. И мне страшно будет встретиться с человеком, который в одних обстоятельствах - врач, а в других - маньяк. 3. Я уверена, что я все правильно поняла, а обвинения в тупости - это попытки некоторых людей сделать хорошую мину при плохой игре. Но спорить больше не буду. Насколько я вижу, не зря люди еще с древности предупреждали - "с кем поведешься от того и наберешься". Наблюдая за таким удивительным единодушием и единомыслием лидера и его последователей, боюсь, что и сама рано или поздно утрачу свои тупые электронные мозги и "храхмальную нравственность". Моя психика ведь тоже не железобетонная и тоже поддается воздействию. И если за свою нравственность я спокойна, то вот с мозгами осечка вышла. Если бы не вмешательство мужа, то, возможно, самостоятельно я бы не обнаружила никаких логических ошибок в оригинальных мыслях тех, с кем я стала спорить. 4. Прежде чем отказываться от «отрыжки общества» морали, будет целесообразно изучить не только оригинальные идеи лидера на этот счет, но и мнение врачей-психотерапевтов, которые говорят, что обществу людей для реализации инстинкта самосохранения мораль необходима. Вот что, например, говорит психотерапевт Николай Нарицын в своей статье «Мораль - происхождение и назначение»: «…Опять вспомним про амебу: чтобы выжить, ей нужно двигаться к тому, что для нее хорошо, и убегать от того, что для нее плохо. То есть бинарность мышления амебы – хорошо-плохо, приятно-неприятно – вполне понятна и очевидна. Но чем сложнее организм, чем сложнее его развитие – тем сложнее эта система ценностей. Пока этот организм один – мы еще не можем говорить ни о какой морали. Этот организм функционирует пока как эгоист, стремящийся к тому, что для ЕГО биологического выживания хорошо, и убегающий от того, что для ЕГО выживания плохо. В том числе и для его размножения, репродуктивной функции и т.п. Но когда несколько особей одного вида начинают для совместного существования объединяться в группы, стада и стаи – особенно там, где добыча пищи возможна только при коллективной совместной деятельности, и где деятельность одной особи определяется не только тем, что хорошо лично для нее, но в первую очередь тем, что хорошо для стаи в целом – простые критерии неразумного эгоизма ("хорошо для меня – плохо для меня") перестают действовать однозначно. То есть подчас для отдельной особи может быть не совсем полезным, а иногда губительным и даже чуть ли не смертельным (по крайней мере смертельно опасным) – то, что является необходимым для стаи в целом. И для того, чтобы эта стая выживала – на уровне биологических инстинктов, рефлексов, если хотите, или того, что позднее психоаналитики назовут коллективным бессознательным – появляются формы и нормы поведения, определяющие в первую очередь то, что нужно стае. И они в свою очередь закрепляются на уровне "хорошо и плохо". Больше того, в них часто есть и реальные санкции: то есть когда, скажем, некая особь поступила так, как для стаи плохо, то стая оказывает на эту особь различные формы воздействия. В самых тяжелых случаях ее могут съесть, а так – как минимум кто-то из "старших товарищей" отшлепает, или дернет за хвост, или укусит. Во всяком случае, те или иные санкции наступают обязательно». Убивать того, кого какая-то конкретная особь сочтет необходимым убить только лишь потому, что в ее голове поселилась какая-либо идея (неважно какая – идеи Гитлера о недостойности жизни некоторых людей и наций, идеи Раскольникова о «избранности», идеи спасения от страданий и пр.) – плохо. Идей безграничное множество, и люди не выживут, если будут руководствоваться этими идеями, когда совершают какие-либо действия в отношении друг друга. КАК МОЖНО ПОСТУПАТЬ в отношении друг друга регулирует мораль и правильно делает. Право человека на смерть должно быть закреплено законодательно, думаю, общество должно дать это право людям, которые хотят этого. Но нельзя решать единолично за весь мир, даже если ты считаешь себя гением. Нельзя единолично принимать такое решение – прервать или нет жизнь другого человека. КОЛЛЕКТИВНАЯ выработка законного процессуального порядка эвтаназии дело хорошее, решение одного врача «я сделаю эвтаназию» плохое. Если каждый сердобольный врач будет так делать (обосновывая свои решения то разрывом нервов, то отрезанием ног, то раком, то еще чем-либо) – стая не выживет. 5. На этом прощаюсь со всеми участниками дискуссии.
|