Очередное продолжение…
Когда мы приехали, был традиционно жаркий для того лета день. Воздух плыл и звенел от жары. Пожухлая трава, тишина. Подъезд сумрачный, облезлый и грязный. Странное место – ни там, ни сям. Так потом и оказалось.
Я вошла первый раз в квартиру. Следы ремонта, вещи огромной горой посреди комнаты занимают практически всё свободное пространство, на кухне ещё не были повешены старенькие хозяйские шкафчики. В первый момент я была совершенно счастлива, я почувствовала то, с каким старанием и с какой любовью делал здесь всё муж. А потом меня накрыла волна паники – стою я среди этого хаоса с младенцем на руках, как и куда жить непонятно, всё о чём думалось, рассыпалось словно карточный домик, сквозь меня дует ветер, не унёс бы.
Первым делом мужики собрали кровать, чтобы я могла положить младенца. И эта кровать стала для меня опорой – мой белый кораблик. Сколько потом на ней было передумано, сколько дети на ней прыгали, сколько ночей я сжималась на ней в крошечный комочек и усилием воли заставляла себя подобрать сопли.
Я умею организовывать любое пространство с помощью любых подручных средств, я умею разместить максимальное количество вещей в минимальном пространстве. Это один из моих талантов. Я разговариваю с местом, я хожу туда-сюда. И потом вдруг я вижу – как должно быть. Так было и здесь. Но, я ещё и отличный инструктор по панике, поэтому я сначала немножко паниковала – Боже, как, ну как мне тут всё разобрать, когда младший на мне, я сама пошатываюсь всё ещё. После паники, я начинала ходить туда-сюда, открывать и закрывать коробки, пить бесконечный чай. Наконец-то картинка сложилась и за пару дней до конца отпуска мужа мы всё разобрали и расставили.
Первые дни были ещё омрачены тем, что у нас не было холодильника. А жара была. Поэтому супруг каждый день ходил в магазин, покупал немножко еды. Как только появилась возможность, он поехал и купил холодильник. Оказалось, что выбор в районном центре мал. Того, что я хотела там не было. Пришлось брать то, что дают. Но, надо сказать, что холодильник нас радует по сей день.
Днём дома было очень жарко, т.к. окна выходят на юг. Поэтому приходилось всё время включать вентилятор. Но с другой стороны из-за пожаров и общей обстановки того лета, часто отключали электричество. После отключения электричества через полчаса кончалась вода в кране. Поэтому мы приучились всегда сразу делать запас в пятилитровых канистрах.
Надо сказать, что жизнь в деревенской квартире, это совсем не то, что жизнь в городской квартире. Эти дома не стоят ни на каком балансе, здесь нет ДЭЗа и прочих служб. По сути – это как частный дом, только на много семей. В каждой квартире есть электричество, холодная вода и слив. Отопление, горячая вода, проблемы протекающей крыши и прочие радости – каждый решает в меру способностей и возможностей. Нам повезло – в нашей квартире было сделано газовое отопление. Горячую воду сделал супруг – купив и приладив котёл.
Муж познакомил меня с соседями. На нашей лестничной клетке живут ещё две семьи. Одна из них – держат маленький магазинчик на своём переделанном и расширенном балконе. Такой типичный сельский магазинчик – продукты, бытовая химия, какая-то хозяйственная мелочёвка. Другая семья – три поколения женщин и маленькая девочка, мужчины умерли.
Во дворе нашего дома детская площадка. Но она очень страшная и грязная. И мы там почти не гуляли. В 200 м от нас – фельдшерский пункт, ещё недавно там была больница, но из-за очередной реформы здравоохранения её закрыли, остался только дневной стационар.
В селе есть школа, детский сад, библиотека, почта и сбербанк (но там карточки не принимают, а деньги заказывают очень ограниченно заранее) около 8-ми магазинов разного колибра – купить можно и гвозди, и велосипед, и разнообразные продукты. Хотя с продуктами тут разные казусы случается. Что-то приходится возить из Р. (например, авокадо и картошку), что-то можно купить у местных (летом и осенью – овощи, круглый год – молоко, сметана, творог).
Итак, муж показал мне, что тут где находится, настроил интернет, написал все важные телефоны (участковый, председатель, электрики), накупил продуктов и отбыл в Москву.
Первые дни мне было странно. Вот я, вот дети, вот пейзаж за окном, но вечером не придёт муж. Мы до этого очень мало и редко разлучались, особенно после рождения первого сына. И я привыкла, что у меня всегда есть поддержка, что я всегда могу рассчитывать на помощь. А тут я оказалась одна, по собственному выбору. Месяц ушёл на адаптацию и я его помню смутно. Было жарко, по ночам становилось чуть свежее, но начинал дуть ветер и приносил дым, я завешивала окна влажными простынями, чтобы хоть как-то можно было проветривать. Собака первое время привыкала к тому, что здесь нельзя гонять уток. По вечерам мы выходили гулять, я сажала голого младшего в слинг и мы ходили туда-сюда по дорожке. Так я постепенно познакомилась с основной массой жителей нашего анклава трёхэтажек.
Старший перезнакомился со всеми ещё раньше. Первое время я отпускала его гулять одного. Здесь многие дети гуляют одни и находятся под общим надзором взрослых. В деревне совершенно отличное от города отношение к детям. С одной стороны здесь может быть чаще используют старые методы воспитания, которые уже не дают результатов, с другой стороны здесь дети нужны всем, т.е. они словно важная часть общины, а иногда и объединяющая. Как-то раз Паша гулял после дождя и промочил ноги. Так мне его привёл мужик, который проходил мимо и это увидел, привёл, чтобы я переобула сына. Я потом ещё вернусь к этой теме.
Так прошёл первый месяц.
Началась осень. А с ней пришли и перемены. Жизнь вошла в свою колею. Я окрепла и обжилась. Старший сын перестал регрессировать, младший перешагнул трёхмесячный рубеж.
Очень длинно у меня получается, но мне кажется, что именно разные подробности дают лучше понять - что это такое переезд в деревню. Можно написать только ТТХ - цены на землю и продукты, количество посаженной картошки и т.п. А мне всегда было интересно - что там за этим стоит, поэтому так подробно пишу, уверена, что я не одна такая. Надеюсь, что вы ещё не утомились