«Театр» В варианте"Театр" при первых звуках голоса, который тебе неприятен, при первом проблеске темы, которая может тебя выбить из колеи и т. ты испытываешь минисекундный головокружительный полет и оказываешься в режиссерском кресле в полутемном зале. На освещенной сцене идет пьеса, где прекрасно загримированная под тебя актриса исполняет роль: с кем-то общается в жизни или по телефону; что-то обсуждает, воспринимает какую-то информацию, требующую реагирования. Для тебя, режиссер, тут главное – воспринимать реплики и подавать адекватные команды актрисе. Ты всё наблюдаешь со стороны. Информация есть, эмоции – только у актрисы и только те, которые ты разрешаешь ей изобразить. Твоя пьеса и твоя постановка! Роли свои ты заранее определяешь: спокойная и понимающая жена (хотя хочется выложить все претензии и потыкать мужа мордой лица в наложенную им вонючую кучу посреди ковра); или хорошая дочь, когда тебе говорят очевидно направленные на доведение тебя до "вырывания чеки у гранаты" мысли вслух; или подчиненный, уважающий начальника и прислушивающийся к его "ценным указаниям и высокомудрым замечаниям" (хотя на самом деле ты умнее на три уровня этого посаженного над тобой хозяевами полуграмотного кретина). "Театр" тебе нужен в любых ситуациях, когда ты можешь ожидать от себя "вышибание пробки из бутылки", "сход лавины" и просто любых бурных или просто неадекватных эмоций, которые помешают ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ. В этом – вся фишка. Никто не предлагает постоянно отделять себя от реальности и манипулировать людьми, считающими, что общаются и взаимодействуют с тобой, а не твоим "фантомом". "Театр" – способ защиты от НЕКОТОРЫХ людей и ситуаций. Тебе решать, когда именно садиться в зал и какую именно роль выполнять актрисе на сцене. Главное в этом приеме – отделение неконтролируемых эмоций от вполне конкретной и необходимой задачи. Ты разделяешь своё внимание на две точки зрения, уводя эмоции из точки кипения на сцене взаимодействия с раздражителем под контроль отстраненного режиссера. Это – прием для критических ситуаций, а не способ жизни!
Сядь в мягкое кресло, закрой глаза, расслабься и начни "внутреннюю репетицию". Есть Ты 1 - в зале (в мягком кресле) и Ты 2 - на сцене с кем-то (представь вначале рядом с собой на сцене кого-то прятного или хотя бы не пугающего). Сделай несколько "прогонов" в разных вариантах, усложняя задачи. Потом потренируйся на муже (подруге, маме), потом - в магазине или какой-то конторе. Сама постепенно усложняй себе задачи. Зайди в какую-нибудь контору (ремонтную, по изготовлению мебели на заказ) и изобрази потенциального заказчика. Войди в роль, нарисуй чертеж с размерами, обсуди варианты, поторгуйся, повыпендривайся. Пойди в крутой магазин, повоняй там по поводу того, "почему нет с перламутровыми пуговицами?!" И всё это, сидя мысленно в мягком кресле и потягивая нечто вкусное из красивого бокала... Обещаю - в игру втянешься быстро, начнешь использовать прием естественно для себя в действительно нужных ситуациях, потом просто станешь более уверенным в себе человеком. У меня знакомые по этой методике получали прибавки и должности, нанимались на работу-мечту, разбирались с бывшими мужьями и свекровями и т.д. Не суетись, и всё получится. "Театр" - в том числе. В "Театре" твоя задача - не просто придумать образ, исполняемый актрисой, а отделить себя-переживающую (эта часть сидит в зрительном зале в образе режиссера) от себя-общающейся с кем-то на "сцене" в образе похожей на тебя актрисы. Задача - отделить своё внутреннее трепетное Я, которое мешает своими неадекватными вибрациями правильным реакциям и репликам по ходу диалога. Ты насильственно разделяешь себя на исполнителя и режиссера. И то, и то - ты, конечно! Тебе не надо ничего специально изобретать и придумывать. Просто выделив Главного (режиссера) и уведя его со сцены, ты обретаешь невидимый другим участникам "пьесы" контроль над ситуацией, над ходом разговора. Ты обретаешь контроль за счет отключения неконтролируемых (и этим выбивающих тебя из всех предварительных мудрых решений и хитрых планов-текстов) до того эмоций. Ты слышишь и отвечаешь. Ты видишь и понимаешь. А не впадаешь в истерику, не теряешь дар речи, не заливаешься слезами... Ты становишься хозяйкой СЕБЯ в общении которое тебя страшит. И оно сразу перестает страшить. Неприятно иногда - да. Но не страшно! Потому что ты теперь знаешь, что ты можешь сделать то, что ты хочешь!
Дополнение для панически боящихся публичных выступлений.
Необходимый прием - принудительное СНИЖЕНИЕ ВАЖНОСТИ происходящего при этом с тобой. Жизнь, утопленная в мелочах - ДИАГНОЗ и ПРОГНОЗ. Любая ситуация, вызывающая ступпор, оценивается с ВЫСОТЫ. Выдергиваешь себя на Горку, с которой оцениваешь альтернативы. Не делаешь из себя Буриданова осла, а смотришь с высоты роста ВЗРОСЛОГО на Ребенка, выбирающего между желтой гоночной и красной пожарной игрушечными машинками. Для ребенка это - стрессовая ситуация. Счастливого стресса, но стресса. Для взрослого - ситуация легкого раздражения:"Уже выбери наконец, я оплачу, и мы пойдем дальше!" Ты - ВЗРОСЛАЯ. Напоминай себе в такие моменты "ААААААААААААААААА!!!!!" об этом именно таким приемом - переносом взгляда на ситуацию в позицию "СВЕРХУ"."
|