2 Vesta:
Мне кажется, или у старшего была такая же проблема?
Намного важнее не "премировать" ребенка за оценки (тем более - ребенка с объективными проблемами; тем более - оценки в школе - хрень субъективная, зависящая зачастую от настроения учителя, его отношения к ученику и его родителям с подношениями), а ПОСТОЯННО обсуждать с ребенком его проблемы с пониманием, запоминанием и использованием знаний.
Одна из наших подруг, чей невероятно умный, потрясающе взросло думающий и действующий, великолепно играющий в шахматы сын пошел в школу и мгновенно стал из счастливого с чувством собственного достоинства маленького Мужчины ревущим при одном упоминании школы несчастным Ребенком, недавно наконец поняла, что ему просто надо самой объяснять весь материал - человеческими словами, без крика, оскорблений и унижений. И ребенок вдруг стал всё понимать и не бояться идти в школу.
Примеров - громадье.
Какие-то дети имеют органические проблемы, какие-то - развиваются позже "среднестатистических" сверстников, какие-то запаздывают с формированием специфических механизмов восприятия определенных связей и построения определенных мысленных схем.
Именно поэтому надо не ругать, не "подкупать" и не "штафовать", а поддерживать, помогать, стимулировать СВОЕЙ РАДОСТЬЮ и при этом не брать на себя ответственность за неудачи. "Давай разберемся, что МЫ недоработали, готовясь к этой контрольной..."
Ты тратишь свое время, помогая ребенку делать уроки? С какой стати надо платить ему за помощь тебе? Тем более, очень желательно делать домашнюю работу ВМЕСТЕ, при этом РАЗГОВАРИВАЯ о важном (особенно это работает с мальчиками, которым проще сказать о болезненном для него НЕ в ситуации "глаза в глаза") или, например, повторяя стихотворение, разбирая примеры и т.д.
А вот просто "карманные" можно и нужно выдавать. При этом обсудив с ребенком его "накопительные планы", объяснив принципы ценообразования, варианты накопления и т.д.
Я объяснила своему сыну всю цепочку от себестоймости до прибыли и влияния-причин инфляции в его 6,5 лет, когда он спросил, почему в магазине, на рынке и в столовой пансионата цена сырых яиц сильно различается (мы с ним жили летом на юге на жесточайшем бюджете, он вместе со мной считал расходы и поэтому обращал внимание на цены).
Абсолютно любой вопрос ребенка может и должен приводить к расширению не просто знаний, но и проращиванию связей и закладыванию механизмов аналитического мышления.
В 9 лет более чем доступна система "банкования", показанная на примере получения карманных денег. Мы выдаем тебе Х денег в воскресенье, ты можешь их откладывать в коробочку (баночку, конвертик) или тратить на то, что хочешь (за исключением обговоренного заранее - типа сладкого для ребенка с проблемным весом). Но мы можем тебя "банковать" - держать твой "счет под проценты". Тогда ты, например, можешь получать 4Х + P раз в месяц. Если тебе понадобится что-то взять РАНЬШЕ, ты теряешь проценты на изъятую сумму. При этом возможны варианты больших процентов через полгода, например. Более того, возможен кредит под такой же процент.