Вот, девушки, наверное я бы и не созрела сама, да Аптечка, спасибо ей, подтолкнула... Не могу оторваться от истории Lola.
И хочу взглянуть на нее немного под другим углом.
История человечка, росшего без поддержки, опоры, любви, к сожалению, не одна в наше время, хоть и с разными последствиями. Сколько боли в ее рассказе об отношениях с матерью, остающаяся и сейчас отгороженность, все это не просто... Дело в том, что в моей жизни была подобная история.
Мои отношения с моей мамой - это вообще другая тема, только скажу, что слушаться я должна была беспрекословно и мои желания были последним, что учитывалось всегда.
Свою дочь я воспитывала в первые годы так, как воспитывали меня, просто не умела иначе. Думать начала потом, когда уже нужно было исправлять. Когда моей дочери исполнился годик, устроить ее в детсад не было никакой возможности. В маленьком городе с несколькими новыми и строящимися предприятиями уже не помогал блат... А на работу нужно было выходить. И я отвезла дочь моим родителям. Она пробыла там восемь месяцев, когда за машину бетона для дорожек в садике - (не для личных целей заведующей!) - наконец, было получено заветное МЕСТО... Жили мы не близко и за восемь месяцев я смогла съездить раза 4-5, так что забирала я большую красивую НЕЗНАКОМУЮ девочку... Тогда я не понимала, что происходит. Была рада я, радовалась поездке и маме дочка... Через несколько дней она пошла в садик. ПОЛГОДА ее рыданий вслед, она не спала в садике, не хотела есть, плохо спала и ела дома. Кое-как мы пережили этот период. Если бы мне рассказали подобную историю сейчас, уж я бы смогла объяснить, какую травму получил ребенок, сначала привыкая к жизни у бабушки-дедушки, потом, оторвавшись от них, и только начав привыкать к родителям, попасть в большую, 35 человек, группу ЧУЖИХ детей и взрослых теть-воспитателей... Кстати, умница и в самом деле, очень хорошая заведующая тогда мне объяснила, что дети легко привыкают к садику до года, а в возрасте моей девочки - 1г 8мес - самое трудное время, потому что каждый день ребенок думает, что его БРОСАЮТ в саду! Дети еще не понимают понятия "временно", "вечером тебя заберут"... Его - БРОСИЛИ... Это то, что он помнит до вечера... Только спустя много лет, когда она выросла, когда я стала чувствовать ее отчуждение, нежелание говорить на "девчачьи" темы, когда после переходного возраста я увидела рядом с собой ЧУЖУЮ девочку, вроде любящую, родную, но - не близкую, я стала, наконец, задумываться... Не сразу, но поняла, что любыми способами нужно избегать отпускать от себя своего ребенка! Даже несколько дней, проведенных не вместе, намечают канавку, потом овраг, а потом и пропасть, которая чуть не легла между нами. А потом в пять с половиной лет она попала в больницу с заболеванием почек и благородные советские медики закрыли отделение на карантин, и сами потом хвастались, что карантин держат, хотя можно было бы уже и прекратить - как хорошо, когда у родителей нет доступа к лечению! Нет доступа к ДЕТЯМ - кто из них тогда думал об этом... Палата на втором этаже, полузамерзшее январское окно, стою внизу - сказать ничего не могу, не слышно! Держать ее у окна долго - не могу, из окна дует!... Пережили. Потом моя мама мне предложила - а давай мы ее заберем! Вырастим, а ты себе еще родишь! Ну уж нет! Не согласилась. Но еще полгода пришлось ей быть у мамы, отпаивали травами да так, что от болезни следа не осталось. Следы оставались в душах.
Как ни старалась я, было невозможно пробить стену детского НЕПРОЩЕНИЯ за ПРЕДАТЕЛЬСТВО... Мы говорили на бытовые темы, но ни одна тема жизни, на которые, в идеале, девочка должна вырабатывать взгляд вместе с матерью, не была проговорена глубоко. Я говорила, она слушала (слышала ли?) молча, не участвуя, не задавая вопросов, не заинтересовываясь. Потом она повзрослела, уехала учиться, закончила институт. Начались проблемы с мужчинами, которые сама она не могла разрешить, потому что не было уверенности в себе, в своей самоценности. Выход приходилось искать вместе. Но она не спрашивала совета. Я задавала вопросы, рассуждала (а у самой-то опыта было... с гулькин нос), приходила к каким-то выводам, снова и снова БРАЛА НА СЕБЯ решение проблем... Потом ее замужество, новые вопросы, которые приходилось решать "на ходу"... Сына я растила сама. Конечно, многое зависит и от личных качеств, но доверие, каждодневную близость не заменишь ничем. С ним у нас все иначе. Несколько лет назад я начала понемногу говорить с дочерью, распутывать клубок моей вины и ее обиды. Она была страшно удивлена, что мама вообще говорит на такую тему. Потом постепенно, не сразу, начала оттаивать. Сейчас у нас с ней близкие отношения, есть доверительность, но сколько времени потеряно, сколько чудесных минут и часов общения потеряно безвозвратно... Поэтому я очень понимаю, Lola, источник твоих отношений с матерью, понимаю, как она хочет стать родной и близкой и очень надеюсь, что ты сможешь дать эту возможность себе и ей!
Пока мы живы, все можно исправить! И зачем оттягивать... Если бы можно было вернуть назад то время, если бы тогда я понимала то, что понимаю сейчас, НИКОГДА бы не расставалась с ребенком. У кого есть возможность не совершить ошибку сейчас - не совершите! Остановитесь! Потому что ничего нет дороже близких отношений, доверия матери и ребенка.
|