2 Annushka_26:
Annushka_26 писал(а):
Skydiver писал(а):
На полу полотенце испачкается, а мы не хотим пользоваться грязным полотенцем, правда?
Потому, что грязным полотенцем пользоваться плохо...
Не "плохо", а просто неправильно с точки зрения здравого смысла! Потому что грязь - это неприятно на вид, от грязи можно заболеть и т.д. А уж плохо это или нет, пусть малыш сам оценивает. Он не любит, когда что-то испачкалось, так что это для него аргумент.
Annushka_26 писал(а):
Skydiver писал(а):
На брошенное полотенце мама случайно может наступить и упасть, удариться, маме будет больно
т.е. плохо
Опять же, малыш сам делает выводы. Он уже умеет сочувствовать и не хочет, чтобы маме/папе/кошке было больно, поэтому аргумент и работает. Был бы психопатом - другое дело.
Annushka_26 писал(а):
Skydiver писал(а):
Полотенце потеряется, если оно не на месте
а это плохо
"Плохо" потому, что дитё понимает "не на месте" и любит выбрасывать мусор в ведро, запоминает, куда игрушки положил, знает, что книжки лежат в коробке для книжек, и сам их туда оттаскивает... Вот лично мне, когда я ещё одна жила, было пофигу, у меня тех полотенец было штук десять оптом, всегда найдётся где-то хоть одно
Annushka_26 писал(а):
Skydiver писал(а):
Мама так хочет, давай договоримся: если ты положишь полотенце на место, я вечером вместе с тобой порисую карандашиками
угу... я с тобой порисую не потому. что мне приятно с тобой порисовать, а потому, что ты не бросил полотенце на пол, т.е. хорошо себя вел...
Да нет же! Не потому, что хорошо себя вёл, а потому что это как бы "деловые переговоры": ты - мне, я - тебе. Хорошая методика для ситуации, когда я не могу в доходчивых терминах ребенку растолковать, что и как. Вот просто маме хочется, чтобы полотенце не валялось, и она предлагает сделку. Никаких "хорошо себя вёл" здесь нет. А ребенок может и не согласиться, тогда я поменяю условия сделки на более привлекательные или вообще от сделки откажусь. Оговорка: если мне позарез надо, чтобы ребенок сделал то, что мне от него нужно, то методикой переговоров лучше не пользоваться, вдруг мы не договоримся? Я буду, например, использовать отвлекающий манёвр "взгляд в будущее": "давай-давай по-быстрому, не зависай на мелочах, вешай скорее это полотенце, ведь впереди у нас офигенные паровозики!"
Как родитель я вообще в сложном положении нахожусь: я обожаю своего ребенка, он, конечно же, для меня жуть какой хороший, всегда-всегда. Но моя роль как родителя не просто им восхищаться и молча подбирать с пола полотенца, а ещё и научить его жить. Но так как я не считаю себя идеальным знатоком жизни, я хочу, чтобы он всё-таки ещё и думать сам научился. оно ему потом пригодится, когда вырастет и обнаружит, что вот в этом вопросе мама ошиблась, а вот это было когда-то правильным, но жизнь изменилась, и теперь надо иначе, а чему-то ещё мама и вообще не научила... Я не только не хочу ему от родительской дури напихать в голову левых оценочных понятий о себе (ты - лентяй! ты - самый прекрасный в мире!), но и по возможности поменьше забить в голову не подтвержденных разумными соображениями социальных норм (так - нехорошо, потому что людьми так принято) Исключая, конечно же, ситуации, когда я не могу ещё ему объяснить, что к чему, тут уж без оценочных суждений никуда. Например, он ещё не в состоянии понять, а почему строго-настрого нельзя выбегать на дорогу, и мой ответ такой: потому что так надо, хорошо и не обсуждается
Я подумала ещё, что у нас с тобой, возможно, просто расхождение в основной терминологии, из-за чего и спор: я не оперирую терминами "хорошо - плохо" без жуткой на то нужды именно потому, что не считаю их объективными, как и "нравится - не нравится", тоже категория, которая имеет право на существование, но объясняться в таких терминах трудно, а учить в них кого-то жизни так и вовсе бесполезно, "хорошо" и "нравится" можно разве что навязать. "Правильно" и "неправильно" - это получше, т.к. подразумевает возможность объективного обоснования. С моей точки зрения суждения "Дважды два четыре", "зубы чистят, чтобы не болели", "если мама навернётся на полотенце, то ей будет больно, а малышу грустно", "мама сегодня устала и не может больше читать книжку, почитаем завтра" не являются оценочными, потому что они объективные, что противоречит оценочности. С твоей точки зрения, как мне кажется, противоречия нет. Мне этого не понять. Вот мы и спорим.