apteka писал(а):
Тема раздваивается принципиально на:
- "Признаки ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ и что делать в ситуации осознания себя в позиции насилуемого" (более точное определение темы "плинтуса")
- и "Как воспитать ребенка таким, чтобы не ...".
Будем делить тему или смешаем в "кони-люди"?
Давайте не будем делить! Все связано и причины с результатами связаны так плотно, что не разделить...
Вот вчера была свидетелем сцены.... Готова была порвать на части (да-да, я, такая покладистая...)!
День рождения внучки, пять лет. Старшей 9.5. Красивая высокая девочка, отлично учится, дома помогает, младшую из садика заберет и накормит и искупаться поможет, и спать уложит, прекрасно танцует аж в двух кружках - салонных танцев и еще каких-то, не помню названия...
Съели тортик, выпили чай (середина недели, утром рано на работу), сидим разговариваем. Заговорили о старшей. Посмеялись, что иногда забывает в школе тетрадь и считает что ничего не задано, потом приходится сидеть допоздна.
Бабушка с дедушкой (не я!) сидят напротив и начинают размазывать какая она неорганизованная, мол нельзя забывать тетради, нельзя плохо учиться, нельзя не делать уроки.... и т.п. и т.д. Внучка прилегла у меня на плече - чувствую, напрягается, но она вообще грубить не умеет.
За ее спиной пытаюсь делать знаки, остановить - делают вид, что не понимают - воспитывают же!
Тогда я говорю - постойте, мы о ком говорим вообще-то... Скажите же хоть что-то хорошее о ребенке! Она и четверть отлично закончила и (перечисляю ее достоинства).... А вы ругаете ее, будто ничего этого нет и в помине!
БАБУШКА мне отвечает - хорошее, это хорошее, мы сейчас говорим о плохом, а о хорошем - ЧТО О НЕМ ГОВОРИТЬ!
Вот тут уже меня понесло говорить о хорошем....
И чувствую, девочка у меня уже на груди расслабилась, потеплела.
А еще немного - и под плинтус с выводом - как ни старайся, все равно никто слова хорошего не скажет, все равно будут помнить о плохом...
А пока я просто надеюсь, что она понимать будет, что стоит принимать на свой счет, а что - нет.