Недавно столкнулась с полным отрицанием понятия «альтруизм» неким, как оказалось при попытке диалога, демагогом-словоблудом, маскирующимся под «изучателя» и бескорыстного пропагандиста основ древней мудрости. Далее – мои рассуждения на тему. Есть вполне научное понятие - «альтруизм». Определений несколько, но все имеют одно общее – принесение в жертву собственных интересов (блага или даже жизни) ради интересов или выживания другого или других. Wikipedia: "А. — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, А. используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага. Термин А. введён в противоположность эгоизму. Понятие А. ввёл французский философ и основатель социологии О.Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Б.Скиннер провел анализ явлени А. и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности»."
Есть давние и не очень вполне научные исследования, показывающие генетическую необходимость и предопределенность альтруизма не просто в обществе или социальном образовании, а и в любой живой структуре, организуемой по принципу разделения функций отдельных частей. В многоклеточных структурах в случае ограничения поступления питательных веществ с определенного критического момента наступает этап альтруистического, по сути, самоубийства части клеток через включение ЗАЛОЖЕННОГО ГЕНЕТИЧЕСКИ механизма самопожертвования отдельной сущности. Попробуйте найти пять отличий при сравнении с традиционным добровольным уходом (или согласием на отнесение их туда на верную смерть) в голодные годы в лес или горы стариков в японских деревнях. Явление альтруизма изучает специальная дисциплина на грани биологии, нейрофизиологии, философии, социологии и антропологии.
У нас - носителей разума- есть точно такой же ВРОЖДЕННЫЙ механизм проявления альтруизма как и у любых живых существ. Отличие одно – у нас, носителей индивидуального сознания и обладателей связанной с ним Свободы Выбора, есть возможность ОСОЗНАННОГО Альтруизма. Осознанная Жертва любого вида и значимости (от незаметного перекладывания самого вкусного кусочка на тарелку другого до "грудью на амбразуру") дает исключительно интенсивное ощущение НАСЛАЖДЕНИЯ от ВЫПОЛНЕННОГО ДОЛГА или даже Предназначения. Момент принятия себя - альтруиста - дает, по сути, эгоистическое высшее наслаждение. Разумный эгоизм Базарова, если хотите. При этом сознание всегда подсовывает "с другой стороны" - осознанные последствия проявления альтруизма в конкретной ситуации и следующий за этим осознанием необходимый и неизбегаемый этап - ВЫБОР. В отличии от всех остальных живых существ мы видим отдаленные последствия и умеем вести интенсивный внутренний диалог, по ходу которого можем уговорить или отговорить себя делать что угодно. В состоянии пока, к сожалению, теоретического Абсолютного Альтруизма Общества (Человечества в целом), все члены этого общества поднялись над животным наслаждением и осознанно отказались от эгоистических желаний любого рода. При этом ни общество, ни цивилизация, ни человечество в современной (или отдаленно похожей на современную) форме существовать не может и не будет. Это будет другая форма одушевленной материи.
Постулат о невозможности альтруизма в принципе и замена его понятием использования своих желаний «для других – на отдачу» является либо демагогией, либо недомыслием. Живое, но не обладающее разумом никак не вписывается в понятие использования желаний для других. Живое, разумное, но не обладающее абстрактным мышлением (высшие типы животных) не может сформулировать цепочку последствий, отвечающую за ценность альтруизма в человеческом эквиваленте.
Что имеется в виду под «использованием желаний для других - на отдачу"? Предположим, мне дано одно Абсолютное Желание (УСЛОВИЕ выполнения или просто даже принятия к рассмотрению которого - моя немедленная смерть), и я кричу:"Счастья для всех!"(привет от «Пикника на обочине»). Это - альтруизм чистой воды, вполне, кстати, возможный даже в наше циничное время. Другое дело, как и кто проявит такой альтруизм.
Усложним задачу обычным психологическим "камушком", укладываемым на чашку весов "с другой стороны". Вам дается право выбора Абсолютного Желания (с тем же УСЛОВИЕМ вашей немедленной смерти), но вас предупреждают, что никто и никогда не узнает, кто именно дал это Счастье Для Всех.
Можно продолжать утяжелять эту «анти-чашку» весов долго, но всё равно найдутся Абсолютные Альтруисты.
И вот тут задается вопрос: "А все ли достойны этого Счастья, которое Для Всех?". Например, серийный убийца при этом получит своё счастье безнаказанно убивать невинных. Педофил получит счастливый доступ к неограниченному ресурсу малышей. Социопат будет счастливо расчленять животных и людей...
Вы заберете своё Абсолютное Желание или попробуете торговаться, обговаривая дополнительные условия его применения? Тогда к кому именно предполагается прикладывать свои желания "на отдачу"? К близким, хорошо известным и потенциально благодарным вам людям? Теперь найдите три отличия от разумного эгоизма. А хотя бы одно?
Либо ваш Выбор трансформируется не в выбор между тем кому и как отдавать СВОИ желания, а в выбор между принятием на себя роли Высшего Судьи и признанием себя человеком - существом одушевленно физиологическим, в котором сознание само по себе усиливает Зверя, и только Духовность поднимает над всем и всеми.
Духовность отказывается от желаний тела (включая эндорфиновую подпитку от сознания собственной жертвенности) по определению.
В идеале остается одно желание - Просветления через понимание и отработку своих Уроков. Понявшее свои Уроки и развязавшее свои информационно-энергетические Узлы Человечество перестает нуждаться в физическом воплощении и перестает существовать в привычной нам форме.
|